|
|
«...Кажется мне, я узнал, что значит пословица „прекрасное — трудно"», — так заключил Платон свой знаменитый эстетический диалог «Гиппий больший». Это было в четвертом веке до нашей эры. А в двадцатом — Лев Толстой предложил вовсе отказаться от исследования красоты, ввиду ее «странной заколдованной неясности и противоречивости».
В течение двадцати пяти столетий человечество стремилось разрешить загадку. Были исписаны тысячи тысяч страниц. Были воздвигнуты поистине грандиозные идеалистические системы классической эстетики. Материализм в целом и исследовательский Маркса, Энгельса, Ленина дали ряд глубочайших идей, ключевых для решения «неразрешимой» проблемы. Однако ожесточенные споры о природе, сущности и роли красоты не смолкли и сегодня. Пожалуй, трудно найти в области гуманитарной тему, которая породила бы больше разногласий и взаимоисключающих суждений. В связи с чем один советский эстетик не без горечи заметил: «Проблема прекрасного — это такая „вечная" проблема, относительно которой больше всего сказано и меньше всего ясно».
Олег Викторович Буткевич (р. 1924 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР, - скульптор, искусствовед, художественный критик. С начала шестидесятых годов публикует статьи на искусствоведческие и эстетические темы в журналах "Искусство", "Творчество", "Декоративное искусство СССР", "Художник". В 1975 году вышел в свет сборник его статей под общим названием "Координаты творчества".
Настоящая книга является результатом многолетней работы автора в области эстетики и посвящена исследованию ее кардинальной проблемы - проблемы прекрасного.
|